![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() ![]() |
туристический бизнес
для профессионалов (495) 723-72-72 |
![]() Георгий Мохов
Директор юридического агентства «Персона Грата»:
Законы и туризм: что нового?
По традиции, «Турбизнес» информирует читателей о недавно принятых и готовящихся изменениях в законодательстве, касающихся туристической отрасли. Наш эксперт – вице-президент РСТ и глава юридической компании «Персона Грата» Георгий Мохов.
Новое в классификации средств размещения С 1 января вступил в силу Федеральный закон от 30.11.2024 г. № 436-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и статью 44 Федерального закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации». Отныне сведения о средствах размещения, горнолыжных трассах и пляжах будут включаться в соответствующие реестры: реестр классифицированных средств размещения, реестр классифицированных горнолыжных трасс и реестр классифицированных пляжей, формирование которых проводится в рамках единого реестра объектов классификации в сфере туристской индустрии.
В законе также закреплено, что жилые помещения к средствам размещения не относятся. Предусмотрен перечень средств размещения, на которые не распространяется требование о прохождении обязательной классификации, однако они могут пройти ее добровольно. Включение сведений об этих средствах размещения в реестр классифицированных средств размещения не требуется.
Экскурсоводы: правила меняются Изменения связаны с вступлением в силу с 1 марта Постановления Правительства РФ от 28.11.2024 г. № 1645 «Об утверждении Правил ведения единого федерального реестра экскурсоводов (гидов) и гидов-переводчиков». Реестр ведется в ГИС «Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности». Постановление уточняет, какие сведения должна содержать запись об экскурсоводе (гиде) или о гиде-переводчике в реестре.
Ожидается принятие новых нормативных актов, регулирующих деятельность экскурсоводов, гидов-переводчиков, инструкторов-проводников. Так, Госдумой принят в первом чтении законопроект № 686851-8 «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях (в целях установления административной ответственности за неисполнение отдельных положений законодательства РФ в сфере туризма экскурсоводами (гидами), гидами-переводчиками, инструкторами-проводниками, а также организациями, оказывающими услуги по прохождению туристического маршрута, при прохождении которого требуется специальное сопровождение)».
Оказание услуг неаттестованными экскурсоводами, инструкторами-проводниками будет наказываться предупреждением или наложением административного штрафа в размере от 7 тысяч руб. до 10 тысяч рублей. За повторное правонарушение сумма штрафа возрастет: от 30 тысяч до 50 тысяч рублей.
Особо охраняемые природные территории: новые меры контроля Экскурсоводы (гиды), гиды-переводчики и инструкторы-проводники на особо охраняемых природных территориях (ООПТ) должны иметь аттестацию при прохождении туристских маршрутов, требующих специального сопровождения. Такое требование содержит Федеральный закон от 23.03.2024 г. № 63-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ» и отдельные законодательные акты РФ»
Постановление Правительства РФ от 26.07.2024 № 1017 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 30 июня 2021 г. № 1090» предусматривает проверку обязательной аттестации экскурсоводов, гидов-переводчиков, инструкторов-проводников. Мера государственного контроля – контрольная закупка, которая подразумевает осмотр и эксперимент. Эксперимент – это создание тест-ситуации с реальным заключением договора и получения туристской услуги на особо охраняемой природной территории. Изменения вступили в силу с 1 марта. Туристский продукт – понятие корректируется Проект федерального закона, изменяющий понятие «туристский продукт», который разрабатывается Минэкономразвития, вынесен на обсуждение Координационного совета по туризму в Общественной палате. Законопроект предлагает изменения в федеральный закон №132 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», корректируя одно из основополагающих его понятий – «туристский продукт».
Согласно действующей редакции, турпродукт – это комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену по договору о его реализации. В предлагаемом новом варианте он формулируется иначе: «комплекс услуг, предоставляемых за общую цену по договору о реализации турпродукта, формируемый туроператором с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом».
Законопроект вводит не только новое определение турпродукта, но и разделяет признаки его формирования для разных видов туроператорской деятельности. Для выездного туризма в это понятие входит перевозка из РФ в страну временного пребывания плюс размещение, а для внутреннего и въездного туризма под турпродуктом понимается размещение в сочетании с дополнительными услугами.
Дополнительными услугами могут быть перевозка любым видом транспорта, трансфер, аренда авто, содействие оформлению визовых документов, услуги по питанию, экскурсионному обслуживанию и любые другие, которые оказываются за общую цену по договору.
Изменения связаны, прежде всего, с необходимостью более четко обозначить специфику внутреннего туризма. Сегодняшнее понятие турпродукта в сфере внутреннего и въездного туризма не отражает реальное положение вещей, поскольку большая часть туров не включает в себя перевозку туриста. Соответственно, государство заинтересовано в том, чтобы включить максимальное количество реализуемых туристических услуг в регулируемую и статистически прозрачную сферу государственного надзора. В том числе с точки зрения распространения мер государственной поддержки.
Регулирование работы гостевых домов Законопроект о гостевых домах был внесен на рассмотрение Госдумы в июле 2023 года. Документ был принят в первом чтении в ноябре 2023 года, но пока находится на стадии внесения поправок. Законопроект предлагает считать гостевым домом индивидуальный жилой дом (его часть), в котором номера и помещения вспомогательного характера используются для предоставления гостиничных услуг.
Номерами гостевого дома считаются жилые помещения, предназначенные для временного размещения туристов, числом номеров не более 15, площадь дома не более 1000 кв. м. Предусматривается проведение эксперимента по введению в реестр гостевых домов в Крыму, Краснодарском крае и Севастополе (в предложениях ко второму чтению список субъектов для эксперимента увеличен до 7 регионов).
Туристический налог С 1 января 2025 года в России введен туристический налог. Он распространяется на всю территорию страны и не является альтернативой курортного сбора. Вводить или нет новый платеж, решают власти в регионах. Предельная ставка налога будет расти ежегодно с 2025 по 2029 год: закон установил постепенное поднятие с 1% до 5% от стоимости проживания без учета НДС. Платить туристический налог 2025 будут все гостиницы, внесенные в Реестр классифицированных объектов.
С 01.01.2025 в Налоговом кодексе РФ появится новая глава 33.1, которая регламентирует порядок исчисления и уплаты туристического налога. Минфин и ФНС разъяснили особенности применения нового турналога. Подавать декларацию и перечислять платеж нужно поквартально до 25 числа месяца, следующего за прошедшим кварталом, а уплатить налог — не позднее 28 числа того же месяца. В 2025 году туристический налог вводят в городах и муниципальных образованиях, где местные власти приняли соответствующие постановления или закон. В ноябре 2024 года (по данным СМИ) о введении туристического налога объявили более 65 регионов (более 750 городов).
Перечень регионов, которые вводят туристический налог, постоянно пополняется. Санатории также обязаны платить туристический налог наравне с гостиницами. Соответствующая поправка внесена в Федеральный закон от 29.10.2024 № 362-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (поправка вступила в силу с 01.01.2025 г., п. 32-33 ст. 2).
НДС для «упрощенцев» С 1 января 2025 года все предприниматели и компании, которые платили налоги по упрощенной системе, становятся плательщиками НДС. Освобождение можно получить по ст.145 Налогового кодекса РФ, если выполняется одно из условий:
Налоговый доход рассчитывается по правилам п. 1 ст. 346.15 и пп. 1, 3 п. 1 ст. 346.25 Налогового кодекса РФ. Это условие для тех, кто применяет УСН по состоянию на 31 декабря 2024 года и продолжает применять в 2025 году.
Организации и ИП, освобожденные от исполнения обязанностей плательщика НДС, при реализации товаров, работ, услуг должны выставлять счета-фактуры с отметкой «Без налога (НДС)» (счета-фактуры при получении аванса не составляются), а также вести книгу продаж (п. 5 ст. 168 НК РФ, пп. «ч» п. 7, п. 17 Правил ведения книги продаж, утв. постановлением Правительства России от 26.12.2011 № 1137). Книгу покупок вести не нужно.
Компании и ИП на упрощенке с доходом до 60 млн руб. в 2025 году автоматически освобождаются от НДС по статье 145 НК РФ. При этом они все равно формально будут считаться плательщиками НДС (п. 72 ст. 2 Закона № 176-ФЗ). ![]() |
© 1998 — 2025 «Турбизнес» Контактная информация Реклама на сайте Письмо редактору сайта |
(495) 723-72-72
|